ИСКУССТВО, ПРОНЕСЕННОЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА

Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают. У каждого челове- ка внутренний мир должен опираться на добрые традиции род- ного народа, на его культуру, вырастать из родных корней.
Поэтому традиции и обычаи складывались веками и приви- вались они с самого детства – на примере старших поколений.
Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день
В последнее время стало доброй традицией возрождать ста- ринные народные ремесла по изготовлению бытовых и обрядо- вых изделий. В хозяйстве карачаевцев и балкарцев особое место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту.
Изучая значение и изготовление войлока, мы больше узнаем о традиционном быте своего народа, развиваем у молодого по- коления бережное отношение к культурному наследию рода, со- вершенствуем нравственные отношения, уважение и дань к старшему поколению.
Учебное пособие представляет собой обобщенный вариант лекционных текстов, проведенных авторами-составителями в КЧГУ им. У.Д. Алиева с 2006 по 2016 год. Авторы стремились создать учебное пособие, соответствующее их манере изложе- ния материала, авторской программе по искусству войлока и ФГОС курса.
Структура работы имеет лекционно-академическую форму: вместо глав и параграфов в учебном пособии принято разграни- чение по темам. Под каждой темой приведены вопросы, рас- крывающие ее суть, рекомендуемая литература. В данном посо- бии тематических раздела, рассчитанных на 18 часов лекцион- ных занятий.
В данном пособии реализовывалось стремление авторов со- здать учебный курс, который бы апеллировал к вопросам систе- мы знаний в области традиционных промыслов и ремесел наро- дов мира, понимания природы диалектического единства миро- вых тенденций в этой сфере художественного творчества, а также создание условий для профессионального становления личности.

Данный курс видится не только информирующим, развива- ющим студентов искусствоведческих факультетов, но и под- держивающим их в сложном периоде перехода к самостоятель- ной профессиональной деятельности, когда появляется неуве- ренность, растерянность и даже страх перед воображаемыми учениками, условиями работы, социальными проблемами и т.д. Хочется привести цитату Зинченко В.И., как резонирующую с авторским стилем и подходом в настоящей работе: «Живое зна- ние – это соцветие разных знаний, да ещѐ описанных на разных языках. Это знание до знания, включающее не только знание о чѐм-либо, но и знание о незнании. Следовательно, оно при- страстно и включает также знание о субъекте знания».
Библиографические данные не являются абсолютно исчер- пывающими.
Целью пособия является формирование системы знаний в области традиционных промыслов и ремесел народов мира, по- нимания природы диалектического единства мировых тенден- ций в этой сфере художественного творчества, а также создание условий для профессионального становления личности студен- та.
Основные задачи пособия
1. Дать исторические и теоретические знания в области ис- кусства войлока;
2. Приобретениенавыковтехникиваляниявойлока;
3. Интегрировать полученные прежде знания в области народного декоративного искусства, орнамента, керамики, украшения, вышивки, резьбе по дереву, педагогики в устойчи- вой самореализации личности.

РАЗДЕЛ I. НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИ- ЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСКУССТВА ВАЛЯНИЯ ВОйЛОКА
ТемаNo 1. Декоративно-прикладное искусство, как предмет изучения.
План:
1. Основные предпосылки изучения и возрождения декоративно- прикладного народного искусства.
2. Эстетический и педагогический потенциал декоративно- прикладного искусства.
1. Актуальность данной методической работы вытекает из необходимости вести активно работу по исследованию и изуче- нию национального культурного наследия каждого отдельного этноса. Важно довести до сознания подрастающего поколения их традиционную культуру, в частности искусство валяния вой- лока.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей ху- дожественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трак- товкой изобразительных форм.
Глубокое понимание народным мастером материала позво- ляет создавать совершенные произведения декоративно- прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное ис- пользование в разных предметах быта. Они не подделываются
под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в со- ответствии с их собственными природными свойствами. Поэто- му гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд с предметом, выполнен- ным из серебра.
Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяю- щие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца.

Так, сложились традиции многих народов нашей страны, и в том числе и Карачаево-Балкарского народа. Сегодня перед нами стоит задача привлечения широкого внимания любителей и це- нителей декоративно-прикладного искусства, народных умель- цев к работе по сохранению, возрождению и развитию народ- ных художественных промыслов и ремесел.
Материал будет полезен для методистов культурно- досуговых учреждений, ведущих работу по сохранению и раз- витию народных ремесел, а так же при подготовке годовых от- четов по развитию декоративно- прикладного искусства.
2. Ценность произведений народного декоративного искус- ства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстети- ческим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, это живой родник со- временной художественной культуры.
К наиболее ярким особенностям народного прикладного ис- кусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большей выразительности, при этом форма, в которую вклады- вает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконич- на. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно по- нятным и доступным для восприятия.
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, ко- гда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появи- лись предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство со- здавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, по- суду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у
многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства.
Исследования археологов раскрыли и неизвестные ранее деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX-XV вв., украшенную резьбой и рос- писью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напит- ков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых доще- чек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки. Докрашен- ной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древ- ней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII-XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформ- лении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преоб- ладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частно- сти борта и надстройки волжских белян и расшив, а также бое- вые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, отличают про- изведения народного мастера, делают их необыкновенно при- влекательными.
Представление того, что в прошлом человек не восприни- мал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологиче- ской деятельности – воображение.
Воображение – это создание нового в форме образов пред- ставлений. Процесс воображения наблюдается в любой челове- ческой деятельности. Воображение – очень ценное психологи- ческое свойство человека. Одна из разновидностей воображения – фантазия, и она есть качество величайшей одаренности. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет еѐ делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличаю- щую человеческую деятельность от поведения животных.
Представление воображения формируется у подрастающего поколения на базе развития их восприятия. Обогащая опыт вос- приятия и специальных наблюдений, обогащается и развивается его восприятие.
Развитие воображения создает предпосылки для эстетиче- ского воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспи- тание в свою очередь развивает воображение. На развитие вооб- ражения влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становят- ся более полными и яркими.

Made on
Tilda